Наше время, - время информационных технологий, - требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, т.е. умением управлять компьютером, вести с ним информационный диалог, использовать его как средство в своей повседневной бытовой и производственной деятельности.
Как показывает опыт, в образовании компьютер может быть применен не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство, расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений — от детского сада до средней школы и вуза.
Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что компьютер доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет. Компьютер входит в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия. Образовательные компьютерные программы для дошкольников обладают огромным потенциалом для интеллектуального и эмоционально - личностного развития детей, носят развивающий характер, так как в них использованы символическое представление информации и опосредованный характер управления. С компьютерной программой можно экспериментировать, получая неожиданный результат или, наоборот, результат, подготовленный предварительным обдумыванием несложного проекта, либо путем составления программы событий на экране через создание живой картинки (мультик). Компьютер повышает интерес к обучению, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем.
Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых - обратить его в полезное русло, сделать компьютерные средства, через освоение компьютерной грамотности, привычными и естественными для повседневной жизни детей. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для подрастающего человека привычным и естественным.
Таким образом, можно сделать вывод: применение компьютера в дошкольном возрасте возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.
Цель программы «Кружок «Компьюложка»: сформировать у старших дошкольников первоначальные представления о компьютере как об образовательном ресурсе.
Задачи:
- расширить и углубить умения детей работать на компьютере;
- создать модели применения компьютера для воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- изучить влияние компьютера на поведение, интеллектуальное и творческое развитие детей, а также возможности его применения для коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии;
- создать предпосылки для успешного усвоения детьми курса информатики в начальной школе.
Срок освоения программы - 2 года. Учебный период рассчитан на 27 занятий в год, по 1 занятию в неделю; продолжительность занятия в старшей группе (5 – 6 лет) -25 мин., в подготовительной группе (6 - 7 лет) -30 мин.
№ | Этапы занятия | Содержание этапов |
Старшая группа Время (мин.) |
Подготовительная группа Время (мин.) |
1 |
Объяснение (определённые установки на игру |
Развивающие задания с применением наглядного материала, направленного на развитие психических процессов у детей |
10 | 12 |
2 | Игра на компьютере (основная часть) | Компьютерная игра, направленная на решение определённых обучающих и развивающих задач |
10 | 13 |
3 | Снятие зрительного напряжения, (заключительная часть) | Релаксация, зрительная гимнастика |
5 | 5 |
4 | Итого | 25 | 30 |
Ожидаемые результаты программы:
- сформированные элементарные технические навыки работы за компьютером;
- осознание ребёнком цели игры:
- умение поставить самостоятельно задачу;
- принятие и понимание условия игры;
- осознанное применение способов и методов решения игровых задач;
- умение ориентироваться в пространстве;
- наличие абстрактного мышления в процессе овладения символами;
- обогащение познавательной основы личности, расширение и углубление знаний;
- умение пользоваться обобщенными образами;
- способность к моделированию, экспериментированию.